Заказать бесплатный звонок

Обратный звонок


Отправить заявку
Каталог
Меню
Вернуться к списку статей

Что такое ЩПС в дорожном строительстве: свойства, фракции, сферы применения

Что такое ЩПС в дорожном строительстве: свойства, фракции, сферы применения

Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС) — это нерудный материал, содержащий разные фракции щебня и песка. Имеет природное происхождение, представляет собой отходы (побочный продукт) добычи и переработки горных пород. Ввиду простоты изготовления, для которого не нужно специализированное дорогое оборудование, ЩПС имеет невысокую стоимость и поэтому активно применяется в разных сферах строительства.

Способ получения и основные свойства ЩПС

Щебеночно-песчаная смесь получается в результате карьерной добычи гранита и известняка. После того как большие куски камней вывозят, на их месте остается песок и щебень. Эти материалы доставляют на станции по дроблению и сортировке, где сырье подвергается очищению от мусора, измельчению и просеиванию для получения определенной фракции.

К основным характеристикам ЩПС относится следующее:

  1. Массовая доля глинистых частиц. Ограничивается 10% для ЩПС, используемых для дорожных покрытий, и 20% для ЩПС, предназначенной для укладки оснований.
  2. Марка прочности. ЩПС до М600 — слабопрочная, до М800 — средней прочности, до М1200 — прочная, до М1400 — высокопрочная.
  3. Насыпная плотность ЩПС. В среднем составляет 1700 кг/м3, меняется в зависимости от размеров преобладающей фракции щебня. В процессе транспортировки объем смеси уменьшается, что стоит учитывать при заказе материала. Коэффициент уплотнения ЩПС составляет 1,1-1,5.

В чем разница между ЩПС и ПГС

Считаем важным затронуть вопрос, чем отличается ПГС от ЩПС. Аббревиатура ПГС расшифровывается как «песчано-гравийная смесь». В ее составе присутствуют песок и гравий, составляющий не менее 10% от общего объема. У гравия окатанные округлые зерна, тогда как у щебня, наоборот, достаточно острые края, что объясняется способом добычи посредством дробления каменной скалы.

ПГС используется для организации дренажа, строительства дорог с малой загруженностью, в качестве технологических насыпей. В строительстве ПГС применяют для создания бетона различных марок, в том числе для заливки фундамента. Нередко ПГС идет на отсыпку спортивных и детских площадок.

Разновидности и возможности применения ЩПС

Зерновой состав ЩПС имеет важное значение, поскольку определяет сферы и возможности применения материала. Фракции щебеночно-песчаной смеси определяются по максимальному размеру зерен, например, 0-5, 0-10, 0-20, 0-40 и пр. Одновременно с классификацией по фракциям ЩПС делится на виды по назначению:

  1. для обустройства покрытий — С1 и С2;
  2. укладки оснований — С3-С8 (непрерывная гранулометрия);
  3. обустройства основания — С9-С11 (прерывистая гранулометрия).

Смеси с непрерывной гранулометрией (дисперсии) включают зерна практически любых размеров, но не превышающих максимальных. Когда речь идет о прерывистой гранулометрии, в составе смеси содержатся зерна преимущественно одинаковых размеров, но опять же не более максимальных. Именно это отличает фракции С3-С8 от С9-С11.

Для удобства мы представили все фракции в общей таблице ЩПС, где приводится обозначение и параметры каждой из них.

Фракция

Особенности состава

С1 (0-40)

Самые крупные зерна достигают в размерах 40 мм. ЩПС предназначена для обустройства покрытий в местах, где важно добиться особенно гладкой поверхности.

С2 (0-20)

Размер зерен ограничен 20 мм. Особенность ЩПС — содержание щебня с высокой стойкостью к морозам. Имеет те же сферы применения, что и С2, включая ландшафтные и декоративные работы.

С3 (0-120)

Крупнофракционный рассев, предназначен для экономии бетона и асфальтобетона в ситуациях, когда нужно уложить дополнительные слои в основании полотна дороги.

С4 (0-80)

Смесь с зернами размером до 80 мм. Широко распространена в укладке оснований под дороги разных категорий.

С5 (0-40)

Еще один вид ЩПС с максимальным размером зерен 40 мм. Наряду с С5 является самым востребованным, в том числе для усиления обочин дорог.

С6 (0-20)

Щебеночно-песчаная смесь с наибольшей фракцией размером 20 мм. Используется не только в дорожном, но и в промышленном, а также жилом строительстве.

С7 (0-10)

Мелкофракционная ЩПС, идеально подходящая для создания подушки под дорожное полотно.

С8 (0-5)

Еще одна мелкая фракция ЩПС, тоже используемая для закладки нижних слоев дорог.

С9 (0-80)

Крупная щебеночно-песчаная смесь фракции 0-80 применяется при прокладке дорог, обустройстве покрытий площадей и парковок, укреплении дорожных обочин.

С10 (0-40)

Фракция ЩПС с камнями средних размеров до 40 мм. Предназначена для использования в качестве сыпучего материала в дорожном строительстве.

С11 (0-20)

Наибольший размер частиц в составе ЩПС равен 20 мм. Как и С10, активно применяется при прокладке дорог общего пользования.

ЩПС применяется для строительства дорог и аэродромов. Свойства смеси, используемой для этих целей, регламентируются отдельным документом — ГОСТ 25607-2009. При необходимости разные ЩПС можно смешивать. Например, щебеночно-песчаная смесь фракции 0-40 и 0-20 хорошо уплотняются, поэтому вместе способны значительно уменьшить расход бетона и асфальта.

В чем плюсы и минусы ЩПС

Одной из главных причин купить ЩПС выступает ее стоимость, позволяющая сэкономить при обустройстве различных дорожных покрытий и других строительных работах. К другим плюсам материала относят:

  1. высокую морозостойкость;
  2. возможность использовать в работах в любую погоду;
  3. способность к поглощению водяных пород;
  4. хороший коэффициент фильтрации;
  5. невосприимчивость к низкой температуре;
  6. безопасность по классу радиоактивности;
  7. простота транспортировки.

У щебеночно-песчаной смеси нет явных недостатков. Можно лишь отметить необходимость обрабатывать ЩПС специальными стабилизаторами для профилактики повышенного увлажнения. В остальном качества щебеночно-песчаной смеси делают ее востребованным строительным материалом, который оптимален для подготовки оснований дорожного покрытия, парковок и аэродромов, изготовления асфальтобетона любого типа и балансировки насыпных частей железнодорожных путей.

Корзина товаров
Забыли пароль?
Избранное (1)